среда, 3 апреля 2013 г.

Косакова А.П. Из опыта работы

Косакова Алена Протасовна, учитель бурятского языка МБОУ Загатуйская СОШ  Баяндаевского района Иркутской области
    Одна из главных задач уроков бурятского языка – развитие устной и письменной речи учащихся. Так как правильная, соответствующая нормам литературного языка речь – показатель общей культуры человека, его умственного развития, морального облика, характера, одно из обязательных условий всестороннего развития личности.
     Осознавая необходимость сохранения родного языка в школе, необходимость формирования речевой культуры учащихся на основе осмысленного отношения к родному языку как духовной сокровищнице нации, я решилась взяться за  проблему – работа над культурой устной и письменной речи учащихся.  На формирование культуры речи человека влияет множество факторов:  семья, социальная сфера, средства массовой информации, общая культура общества.
    Низкий уровень культуры устной и письменной речи учащихся стал волновать еще и потому, что выполнение заданий  требует от учащихся умения создавать тексты разных жанров по широкому кругу тем и проблем, излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, нормы литературной речи.
     Поэтому целью моих методических исследований по данной проблеме стала работа по развитию культуры устной и письменной речи учащихся.
    Для начала я основательно изучила все имеющиеся   программы по бурятскому  языку   и пришла к выводу: я должна работать над такими задачами:
     Овладение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной и письменной речи;
    Формирование осмысленных умений и речевых навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
    Овладение основными нормами бурятского литературного языка;
    Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи;
    Овладение основными нормами бурятского речевого этикета;
    Повышение общего уровня грамотности учащихся;
     Воспитание у учащихся любви к своему бурятскому языку как к национальному достоянию.
     Приступая к реализации этих проблем, я внесла некоторые корректировки в свою методическую работу:

     после каждой письменной работы провожу уроки анализа ошибок учащихся, обращая особое внимание на совершенствование содержания  языкового оформления творческих работ;
      провожу  консультации по написанию сочинений;
      провожу дополнительные занятия для учащихся по культуре устной и письменной речи.
     Использую на уроках ресурсы сети Интернет.
      Работая над культурой устной и письменной речи с удовлетворением отмечаю, что мои ученики начали любить родной бурятский язык, учатся выражать свои мысли и чувства, учатся выступать с докладами, рефератами, грамотно составляют  планы,  конспекты, свободно пользуются справочной литературой.
   Мои ученики с успехом выступают на научно-практических конференциях, которые проходят в школе и районе, участвуют в районных конкурсах сочинений, пробуют сочинять стихи.
Появились результаты:
Конкурс сочинений: «Моя любовь к Родине немыслима без любви к родному языку». Ученица 10 класса Сахаева Саша стала лауреатом 4-ой степени на
областном фестивале «Язык-душа народа».
Конкурс чтецов «Тоонто нютаг»: ученица 11 класса Шаракшинова  Алла приняла участие и отмечена поощрительным призом.
   Работа над культурой речи учащихся не ограничивается  только рамками урока. Немаловажную роль в достижении поставленных целей играет и внеклассная работа по бурятскому языку и литературе. Активное участие во внеклассных мероприятиях даёт моим ученикам возможность проверить свои знания и умения на практике. Традиционными стали такие мероприятия как «Традиции живая нить», «Сагаалган», Неделя бурятского языка,где вся неделя насыщена открытыми уроками, конкурсами чтецов,  конкурсами сочинений, рефератов и т.д.
   Таким образом, целенаправленная и планомерная работа над развитием речи школьников помогает не только развить мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, но и способствует формированию общей культуры учащихся, их гражданской позиции, духовно – нравственному становлению, так как все проводимые уроки, мероприятия  нацелены на воспитание высоконравственной, гуманистической личности.
  За недолгое время работы над данной  проблемой мои ученики выросли, «выросли» и их мысли, стали глубокими, серьезными, продуманными.
  Их творческие работы всегда волнуют меня, тонко трогают мою душу.  С  чувством удовлетворения говорю ученикам об этом.Я считаю, что любой труд ученика требует поощрения, будь то доброе слово, учительская улыбка, грамота или ценный приз.
  Исходя из опыта работы над данной проблемой, считаю, что учителя должны уделять большее внимание развитию культуры устной и письменной речи учащихся, так как это влияет на общую культуру ученика, на его интеллектуальное развитие, моральный облик. 
    По проблемам культуры устной и письменной речи я выступала перед учителями школы на педсовете, на заседании ШМО ,  показала несколько открытых уроков для учителей школы, района, как наставник начинающих работать в школе делюсь со стажерами опытом своей работы.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий