среда, 10 апреля 2013 г.

Документальный фильм "Земля Гэсэра"

Тапхарова Анастасия Платоновна, заместитель директора по воспитательной работе 
Каймонов Олег Викторович, учитель информатики 
МБОУ Нукутская СОШ Нукутского района Иркутской области

Победители межрегионального фестиваля "Интерактивный Белый месяц"в номинации "Этнокультурный проект XXI века"

Краткая аннотация проекта
Данный проект направлен на создание документального фильма «Земля Гэсэра» с помощью программы Pinnacle Studio и реализуется в рамках межрегионального сетевого метаэтнопроекта «Гэсэр. XXI век» - https://sites.google.com/site/metaetnoproekty/ - под эгидой Центра этнокультурного образования Иркутского ИПКРО. Проект предусматривает подготовительный этап - изучение участниками проекта истории родного края, знакомство с биографией и творчеством улигершинов– сказителей Унгинской долины Папы Тушемилова, Пёохона Петрова, Бажея Жатухаева, Александра Васильева, Парамона Дмитриева, изучения бурятского героического эпоса «Гэсэр» и документальных источников проведения Гэсэриады с 1991-1995 годы.


Актуальность проекта
    В 90-е годы двадцатого века в России сформировался идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Это явление оказало отрицательное влияние на развитие национальной культуры. Сегодня мы сталкиваемся с проблемами слабого владения родным бурятским языком, отсутствием знаний культурных народных традиций и обычаев среди школьников и молодежи. Задачей современной школы является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Приоритет воспитания в рамках федеральных государственных образовательных стандартов нашел подтверждение во всем стандарте и в программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования основной образовательной программы. Поэтому одним из важнейших направлений работы нашей школы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из задач является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, области. Через семью, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля»… Важным этапом развития гражданского самопознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней.


    У каждого народа есть свои произведения, составляющие его национальную ценность. У бурят это – героический эпос «Гэсэр». Для понимания истории художественной культуры бурят особый смысл приобретает изучение деятельности сказителей улигершинов. Создавая яркие образы, сюжеты, мотивы они хранили в памяти и передавали из поколения в поколение, были неутомимыми пропагандистами культуры своего народа. Героический эпос «Гэсэр» является памятником духовной культуры не только бурятского, но и других народов. Эпос распространен у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков. Поэтому эпос «Гэсэр» является символом центрально-азиатской общности различных культурных традиций. Высоконравственные идеалы его прочно вошли в понятие духовности бурятского народа, потому что «Гэсэр» утверждает общечеловеческие ценности, идеи гуманизма, торжества добра и справедливости. Жемчужина народного слова сокрыта в эпическом стиле повествования. Поэтический язык «Гэсэра» - непревзойденный образец словесного искусства, в нем - залог сохранения языка нации.
   Осваивая исторические факты хроники фольклорных праздников Гэсэриады как сокровище народов Центральной Азии, дети приобретают уважение к прошлому, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений национальные ценности.
    Нукутская земля богата традицией, историей, интересными людьми. Это благодатная среда для творцов народного искусства. Она подарила миру великих сказителей и знатоков Гэсэра: Папу Тушемилова, Пёохона Петрова, Бажея Жатухаева, Александра Васильева, Парамона Дмитриева. Она тесна связана с уникальным творением нашего народа - происхождение названия села Нукуты ( бур.-Нухэд) произошло от слова "нухэн" ("яма") - легенда гласит, что они образовались от следов копыт коней Гэсэра и Лобсоголдой-мангадхая во время их поединка, образовались священные горы Туроон и Оксогор. Именно на Нукутской земле, в селе Хадахан, родине Пёохона Петрова было поднято и освящено знамя Гэсэра, ставшее началом великой Гэсэриаде, отправной точкой маршрута замени Гэсэра.
   В результате изучения таких исторических событий мы пришли к идее создания фильма "Земля Гэсэра" с целью возрождения интереса к эпосу «Гэсэр» у современных школьников.

    Новизна проекта заключена в том, что на территории Нукутского района фильм о сказителях Унгинской долины создается впервые. Данный фильм можно использовать при проведении уроков бурятской литературы, истории, культуры бурятского народа, литературы, географии, информатики, изобразительного искусства. Он должен формировать интерес к изучению народной культуры, к истории родного края, воспитывать любовь и уважение к малой родине, гордости за людей, проживавших и живущих на ней.

    Достоинством данного проекта является то, что проект имеет исследовательский характер, а продуктом реализации проекта является фильм, созданный творческой группой обучающихся с помощью информационно-коммуникационных технологий.

     В практике нашей школы есть определенный опыт создания фильмов:
2007 год – документальный фильм «Возвращение солдата» - победитель окружного конкурса «Усть-Ордынский медиапарад», лауреат конкурса «Океанский медиапарад», лауреат Евразийского конкурса социальных программ «Я- человек»;
2012 год – «Человек – Медведь», победитель регионального Интернет – проекта «Народные сказки устами молодых»

Цель проекта: создание документального фильма «Земля Гэсэра» на основе изучения истории родного края Унгинской долины.

Задачи проекта:
• Изучение биографии и творчества улигершинов родного края;
• Изучение программы празднования Гэсэриады, карты маршрута знамени Гэсэра;
• Овладение опытом проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности;
• Овладение детьми работать в программе Pinnacle Studio;
• Воспитание у учащихся уважительного, бережного отношения к истории своего края и уникальной национальной культуре;
• Воспитание национально базовых ценностей: 
патриотизма, любви к своему народу, к своей малой родине;
искусству и литературе, красоте, гармонии, духовному миру человека;
природе, родной земле, экологическому сознанию;
человечеству, многообразию культур и народов

Сроки реализации проекта: 2012 – 2013 учебный год

План проекта

1.  Подготовительный этап- ноябрь- декабрь 2012 год
• Знакомство с биографией улигершинов Унгинской долины Папы Тушемилова, Пёохона Петрова, Бажея Жатухаева, Александра Васильева, Парамона Дмитриева.
• Изучение эпоса «Гэсэр» в вариантах Папы Тушемилова, Пёохона Петрова, Бажея Жатухаева, Александра Васильева, Парамона Дмитриева.
• Изучение собрания сочинений М.Н.Хангалова, собирателя улигеров
• Изучение СМИ с 1991-1995 годы, освещавших мероприятия Гэсэриады
( "Гэсэр" 15 июня 1993 г., «Бурятия» 17 сентября 1991 г., «БуряадУнэн», 18 сентября 1991 г, 20 сентября 1991 г., «Правда Бурятии» 4 сентября 1991 г., «Восточно-Сибирская Правда» 20 июня 1992 г.)
• Изучение материалов научно- практического семинара, проходившего в с.Харьяска Мухошибирского района 22 июля 1994 г.
• Изучение программы празднования 125 –летия Пёохона Петрова, освящения и поднятия знамени Гэсэра в рамках Гэсэриады( август 1991 г.)
• Изучение маршрута Знамени Гэсэра в 33 –х памятных местах по оба берега Байкала (Усть-Ордынский Бурятский округ, районы республики Бурятия, Агинский Бурятский округ, Читинская область)

2.  Основной - практический этап (январь – март 2013 г.)
• Составление сценария
• Видеосъёмка жителей села Закулей, села Нукуты ( Жербаханова А.В., Петухова И.К.)
• Видеосъёмка Болдохонова П.М.- организатора мероприятий «Освящение и поднятие знамени Гэсэра», «Абай Гэсэр и 33 его батора»
• Фотосъёмка священной горы Оксогор в местности села Хамхар, ( по мотивам эпоса «Гэсэр»), зимнего пейзажа Унгинской долины
• Подборка фотоматериалов священной горы Туроон в местности села Нукуты(по мотивам эпоса «Гэсэр») летнего пейзажа, кадров из видеосъёмки празднования 125 –летия Пёохона Петрова, обработка материала
• Подборка литературного и музыкального ряда
• Озвучивание фильма, создание раскадровки, фона, сканирование документов
• Монтаж фильма

3. Заключительный этап (апрель 2013 г.)
• Итог проекта. Презентация фильма «Земля Гэсэра»

Участники проекта:
Члены кружка «Культура бурятского народа», «Любительское видеотворчество».
При подготовке проекта была встреча детей с организатором мероприятий Гэсэриады Болдохоновым Павлом Михайловичем (с.Хадахан Нукутского района), где он предоставил документы и оказал консультационную поддержку при составлении сценария. Документы для изучения предоставила супруга главы администрации Нукутского района Семенова Ярослава Антоновича – Семенова Маина Андреевна. (с.Нукуты Нукутского района).

Планируемые результаты при реализации проекта

Личностные УУД

в рамках когнитивногокомпонета будут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

в рамках ценностного и эмоционального компонента будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании

в рамках деятельностного (поведенческого) компонетабудут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Регулятивные УУД
дети научатся
• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
• планировать пути достижения целей

Коммуникативные УУД
дети научатся
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• работать в группе – устанавливать рабочие отношения, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Познавательные УУД
дети научатся:
• основам реализации проектно- исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• выстраивать последовательность описываемых событий.


Комментариев нет:

Отправить комментарий