пятница, 5 апреля 2013 г.

Барданова А.Ш. Cохранение и развитие бурятского языка в Одинской школе

Барданова Августина Шойжоевна, учитель бурятского языка МБОУ "СОШ №16" Ангарского района Иркутской области
    Школа – один из важнейших социальных институтов возрождения и развития языка и культуры. Для бурятского этноса жизненно важной задачей является сохранение и развитие языка и культуры в целом, определяющих лицо и сущность народа, восстановление национальных традиций, нравственно-этических понятий, системы ценностей, характеризующих взаимоотношения бурят с окружающим миром людей и природы.
     В начале 90-х годов начальником управления образования Юго-Западного района г.Ангарск Бужигеевой Н.Н. было предложено ввести бурятский язык в Одинской школе. Это предложение поддержал глава администрации с.Одинск в то время Баиров А.П. и коллектив школы. И таким образом я стала учителем бурятского языка в родной Одинской школе.
   С 1 сентября 1989 года в данной школе ведется родной язык со 2 по 9 классы по 2 часа в неделю. До 1989 года родной бурятский язык в школе не изучался, да и в самом селе на родном языке говорило лишь старшее поколение, этому способствовала географическая оторванность Одинска от Усть-Ордынского Бурятского округа. В результате появилось поколение бурят плохо или совершенно не знающих родной язык, обычаи, историю и культуру своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, происходила утрата сформированных веками нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа, что привело к деформации сознания нации.
   За 24 года работы проведена очень большая трудоемкая работа, которая не была ограничена только самим преподаванием бурятского языка в школе. Язык и культура народа неотделимы. Я активно начала работу по сбору фольклорного материала, в этом мне помогали коллеги и всё население села, особенно старожилы. Мы ежегодно проводим  национальные бурятские праздники Сагаалган и Сурхарбан, подготовка к этим праздникам способствует к возрождению и популяризации полузабытых обычаев, традиций, обрядов, устного народного творчества бурят.
    Платонова Л.В. организовала сбор экспонатов для школьного краеведческого музея,


благодаря чему у нас в школе есть краеведческий музей с уникальными предметами бурятского быта, в музее зафиксирована практически вся история села. В нашей школе ведется бурятская борьба, в начальных классах действует авторская программа Платоновой Г.В. «Бурятские игры», активно работают фольклорный и хореографический кружки, на базе которых созданы детские ансамбли: «Наранай туяа» - хореографический ансамбль, «Улаалзай» - фольклорный ансамбль.   Наши обучающиеся принимают участие в различных городских, областных, региональных, общероссийских, международных конкурсах и фестивалях ( «Язык – душа народа», «Экологический фольклор», «Алтан Гадас»,»Шире круг», «В кругу друзей», «Хрустальный башмачок», «Золотая нота», «Роза ветров», «Венок дружбы», «Байкал многонациональный», «Юные хранители», «Алтан Туяа» и другие), нередко побеждают в них, что приводит к развитию и подъему интереса к родному языку и культуре не только в школе, но и на селе.
   Всё это ведет к пониманию необходимости изучения родного языка для сохранения культуры бурятского народа в целом. Изучение бурятского языка – это благодатная среда познания истории своего народа, его духа и мировосприятия, воспитания уважения к своему народу, гордости за свой народ.
   Изучение бурятского языка в нашей школе идет по программе «Бурятский язык как государственный для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения». Основной целью обучения бурятскому языку является формирование у школьников коммуникативных умений, что невозможно без заинтересованности обучающихся. Поэтому мною на уроках бурятского языка применяются различные формы и методы работы, я не забиваю головы детей грамматикой, самое главное, чтобы дети понимали смысл сказанного и прочитанного, а не автоматически заучивали тексты, не понимая содержания. Также для этого проводится совместная урочная и внеурочная работа с другими учителями, идет внедрение этнокультурного компонента во все предметы учебного плана нашей школы.
    Конечно, есть и проблемы: сокращение часов бурятского языка в учебном плане школы; недостаток литературы и учебников; недостаточное, а точнее сказать практически нулевое, финансирование костюмов (если бы не клуб села Одинск, где мы берем костюмы, то не в чем было бы выступать), поездок на конкурсы и фестивали (финансирование которых легло на родителей), проведение мероприятий и праздников было бы невозможно без финансирования администрации Одинска и без наших спонсоров (в лице Харитонова В.С.- директора ОАО «Одинское», Егоровой Т.С. – ЧП «Таис», Куреновой Л.К. – ИП «Куренова»).
   Но, несмотря на все эти трудности, коллектив нашей школы при поддержке администрации Одинска и всего населения нашего небольшого, но очень дружного села верит в дальнейшее развитие и сохранение национальной бурятской культуры и языка, а значит всего бурятского народа как нации,  и сделает всё возможное для этого в рамках нашего села и за его пределами.
См. Бурятская национально-культурная автономия «Тоонто» с.Одинск


1 комментарий:

  1. Августина Шойжоевна, желаю Вам дальнейших успехов в Вашей благородной миссии!

    ОтветитьУдалить