вторник, 26 марта 2013 г.

Маласханова В.Б. Школа комплексного формирования и развития на этнокультурной основе



Маласханова Виктория Максимовна, заместитель директора по учебно – воспитательной работе МБОУ «Загатуйская СОШ» Баяндаевского района   

     Сложный и противоречивый процесс смешивания, взаимопроникновения и переплетения культур происходит в нашем обществе, что выдвигает перед национальной школой задачу реализации в сельском  социуме  этнокультурного образования, обеспечивающего становление этнокультурной компетентности учащихся, формирование у молодого поколения знаний и опыта сотрудничества с людьми разных национальностей, культур и вероисповеданий.
   Сегодня наша Загатуйская средняя общеобразовательная школа является одним из важнейших институтов социализации, поэтому приоритетной  задачей выделяем обучение учащихся общению в межкультурных коммуникациях с учётом возрастных особенностей каждого. Особое внимание уделяем вопросам содержания образования. Учебный план  и программы разработаны с учётом этнокультурного компонента и направлены на формирование этнокультурной компетенции, то есть умения ориентироваться и адекватно вести себя в ситуациях межкультурного общения. Эти задачи успешно решает принцип вариативности этнокультурного компонента образования, который реализуется в урочной и внеурочной деятельности, предметных и интегрированных курсах с использованием всего разнообразия современных педагогических технологий. Педагогический коллектив осознаёт значимость воспитательной системы с этнокультурным компонентом и в этом заключается инновационная деятельность, сопровождаемая экспериментом в рамках сотрудничества с факультетом развития образовательных систем ОГАОУ ДПО ИРО с 2011-2012 учебного года, связана не только с  созданием и распространением новшеств, но и с изменениями, затрагивающими образовательную образовательную деятельность в рамках эксперимента преобразует характер обучения и воспитания на традициях своего бурятского народа в отношении таких характеристик, как целевая ориентация, мотивация, характер межличностного взаимодействия.
     Нашими учителями успешно реализуется инновационный проект «Школа комплексного формирования и развития личности на этнокультурной основе». 
    Цель проекта: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей учащихся, приобретении ими собственного социального культурного опыта. Данная цель достигается посредством создания условий для индивидуального развития ребёнка, формирования сети  социального партнёрства с поселенческими учреждениями муниципального образования «Курумчинский» (Дом досуга, библиотека, конно – спортивная школа, МДОУ «Сказка», спортивно- оздоровительный лагерь «Олимп», сельская врачебная амбулатория, и другие) и развития опыта неформального общения и взаимодействия через национально – культурные события.
     В настоящее время нами разрабатываются механизмы активного использования бурятской речи (диалектной) для возрождения лучших этнокультурных традиций, культурно – образовательного просвещения родителей учащихся.
      В учебном плане учтены  требования к современной школе , национально – региональные особенности Усть-Ордынского бурятского национального округа, определены следующие направления:
 *сохранение и развитие родного языка, традиционной культуры, народной педагогики, способности к освоению культур других народов,  проживающих на территории Усть – Ордынского бурятского национального округа, Иркутской области, России;
 *воспитание и развитие личности ребёнка на основе личностно – ориентированной технологии ( выработка модели личности выпускника в нормах и традициях бурятского народа, воспитание гражданственности и патриотизма).
  Внедряемая в учебно – воспитательный процесс модель внеурочной деятельности учащихся через работу по модулям в соответствии со ступенями обучения. Определяя оптимальный спектр форм работы, все участники Проекта особый акцент делают на проектную деятельность, изучение бурятского языка и воспитание учащихся на бурятских национальных традициях, активно используют  музейные формы работы (краеведческий материал), тематические экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными земляками.
    Мероприятия, описанные в модели, касаются всего учебно – воспитательного процесса и реализуются через факультативную и внеурочную  деятельность .
«Загатын голой дуун ба хатар» - руководитель: Косакова А.П., «Буряад аялганууд» - руководитель: Сахинова Е.С., «Сэсэгэй шэмэг» - руководитель: Шарланова Е.Б., Уран уншалга «Толи» руководитель: Бужгеева З.В., «Мэргэн hарбагша» руководитель: Маласханов А.Б., «Ёхор» руководитель: Халапханова Т.Г., «Школьный вестник Хонхо» руководитель: Маласханова В.М., «Музейное дело» руководитель: Ошоронова А.А., «Шатар» руководитель: Шарланова Е.Б.
    Анкетирование учащихся показывает востребованность курсов. Все традиционно выделяемые направления внеурочной воспитательной деятельности в школе , кроме основной задачи, решают интегрированную задачу становления базовой компетентности личности в этнокультурном социуме через систему систему взаимоувязанных воспитательных мероприятий и коллективных творческих дел.
   В этом году был проведён ряд мероприятий этнокультурной направленности:

1.  Фестиваль «Диалог культур», цель которого – развитие эмоциональной и творческой сферы личности, формирование безбарьерной  комфортной среды успешно достигнута. В ходе проведения фестиваля укрепилось социальное партнёрство между несколькими  школами Баяндаевского района, кафедрой конфликтологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского государственного лингвистического университета.

2. Проект «Традиции живая нить». Становление национального самосознания и исследовательских способностей учащихся прослеживается в первую очередь через своих именитых родственников, углубляясь в родовое древо.

3.   Школьный вестник «Хонхо» информирует о каждом проведённом мероприятии, заметки корреспондентов публикуются в районной газете «Заря», на сайте школы.

4.   Семейный конкурс «Жэлэй гэр булэ – 2013». Данное мероприятие показало, что многие родители заинтересованы в проведении таких мероприятий, с большим интересом отнеслись ко всем номинациям конкурса.

5.  Для активного взаимодействия с другими социально – значимыми  объектами села и социума проведён Сагаалган. Статистические данные опроса подтверждают, что мероприятия полезны не только в бытовом плане, но и для укрепления связей «школа – родитель» и «школа – социум»

6.   Для гармоничного развития личности ребёнка, формирования физически здорового члена социума, активизации познавательного интереса учащегося к освоению культуры родного края запланированы проекты.

  Бесспорно, инновационная деятельность коллектива учителей стала хорошим стимулом для профессионального творчества.

 Cм. сайт школы , сайт "Загатуй-родина моя"

Комментариев нет:

Отправить комментарий