Маласханова Виктория Максимовна, заместитель директора по
учебно – воспитательной работе МБОУ «Загатуйская СОШ» Баяндаевского района
Сложный и
противоречивый процесс смешивания, взаимопроникновения и переплетения культур
происходит в нашем обществе, что выдвигает перед национальной школой задачу
реализации в сельском социуме этнокультурного образования, обеспечивающего
становление этнокультурной компетентности учащихся, формирование у молодого
поколения знаний и опыта сотрудничества с людьми разных национальностей,
культур и вероисповеданий.
Сегодня наша
Загатуйская средняя общеобразовательная школа является одним из важнейших
институтов социализации, поэтому приоритетной
задачей выделяем обучение учащихся общению в межкультурных коммуникациях
с учётом возрастных особенностей каждого. Особое внимание уделяем вопросам
содержания образования. Учебный план и
программы разработаны с учётом этнокультурного компонента и направлены на формирование
этнокультурной компетенции, то есть умения ориентироваться и адекватно вести
себя в ситуациях межкультурного общения. Эти задачи успешно решает принцип
вариативности этнокультурного компонента образования, который реализуется в
урочной и внеурочной деятельности, предметных и интегрированных курсах с
использованием всего разнообразия современных педагогических технологий.
Педагогический коллектив осознаёт значимость воспитательной системы с
этнокультурным компонентом и в этом заключается инновационная деятельность,
сопровождаемая экспериментом в рамках сотрудничества с факультетом развития образовательных
систем ОГАОУ ДПО ИРО с 2011-2012 учебного года, связана не только с созданием и распространением новшеств, но и с
изменениями, затрагивающими образовательную образовательную деятельность в
рамках эксперимента преобразует характер обучения и воспитания на традициях
своего бурятского народа в отношении таких характеристик, как целевая
ориентация, мотивация, характер межличностного взаимодействия.
Нашими учителями
успешно реализуется инновационный проект «Школа комплексного формирования и
развития личности на этнокультурной основе».
Цель проекта: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей учащихся, приобретении ими собственного социального культурного опыта. Данная цель достигается посредством создания условий для индивидуального развития ребёнка, формирования сети социального партнёрства с поселенческими учреждениями муниципального образования «Курумчинский» (Дом досуга, библиотека, конно – спортивная школа, МДОУ «Сказка», спортивно- оздоровительный лагерь «Олимп», сельская врачебная амбулатория, и другие) и развития опыта неформального общения и взаимодействия через национально – культурные события.
Цель проекта: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей учащихся, приобретении ими собственного социального культурного опыта. Данная цель достигается посредством создания условий для индивидуального развития ребёнка, формирования сети социального партнёрства с поселенческими учреждениями муниципального образования «Курумчинский» (Дом досуга, библиотека, конно – спортивная школа, МДОУ «Сказка», спортивно- оздоровительный лагерь «Олимп», сельская врачебная амбулатория, и другие) и развития опыта неформального общения и взаимодействия через национально – культурные события.
В настоящее время
нами разрабатываются механизмы активного использования бурятской речи
(диалектной) для возрождения лучших этнокультурных традиций, культурно –
образовательного просвещения родителей учащихся.
В учебном плане
учтены требования к современной школе ,
национально – региональные особенности Усть-Ордынского бурятского национального
округа, определены следующие направления:
*сохранение и развитие родного языка, традиционной культуры,
народной педагогики, способности к освоению культур других народов, проживающих на территории Усть – Ордынского
бурятского национального округа, Иркутской области, России;
*воспитание и развитие личности ребёнка на основе личностно –
ориентированной технологии ( выработка модели личности выпускника в нормах и
традициях бурятского народа, воспитание гражданственности и патриотизма).
Внедряемая в учебно –
воспитательный процесс модель внеурочной деятельности учащихся через работу по
модулям в соответствии со ступенями обучения. Определяя оптимальный спектр форм
работы, все участники Проекта особый акцент делают на проектную деятельность,
изучение бурятского языка и воспитание учащихся на бурятских национальных
традициях, активно используют музейные
формы работы (краеведческий материал), тематические экскурсии, просмотр
фильмов, встречи с известными земляками.
Мероприятия, описанные в модели, касаются всего учебно –
воспитательного процесса и реализуются через факультативную и внеурочную деятельность .
«Загатын голой дуун ба хатар» - руководитель: Косакова А.П.,
«Буряад аялганууд» - руководитель: Сахинова Е.С., «Сэсэгэй шэмэг» -
руководитель: Шарланова Е.Б., Уран уншалга «Толи» руководитель: Бужгеева З.В.,
«Мэргэн hарбагша» руководитель: Маласханов А.Б., «Ёхор» руководитель: Халапханова
Т.Г., «Школьный вестник Хонхо» руководитель: Маласханова В.М., «Музейное дело»
руководитель: Ошоронова А.А., «Шатар» руководитель: Шарланова Е.Б.
Анкетирование учащихся показывает востребованность курсов.
Все традиционно выделяемые направления внеурочной воспитательной деятельности в
школе , кроме основной задачи, решают интегрированную задачу становления
базовой компетентности личности в этнокультурном социуме через систему систему
взаимоувязанных воспитательных мероприятий и коллективных творческих дел.
В этом году был проведён
ряд мероприятий этнокультурной направленности:
1. Фестиваль «Диалог культур», цель
которого – развитие эмоциональной и творческой сферы личности, формирование
безбарьерной комфортной среды успешно
достигнута. В ходе проведения фестиваля укрепилось социальное партнёрство между
несколькими школами Баяндаевского района,
кафедрой конфликтологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского
государственного лингвистического университета.
2. Проект «Традиции живая нить».
Становление национального самосознания и исследовательских способностей
учащихся прослеживается в первую очередь через своих именитых родственников,
углубляясь в родовое древо.
3. Школьный вестник «Хонхо» информирует
о каждом проведённом мероприятии, заметки корреспондентов публикуются в
районной газете «Заря», на сайте школы.
4. Семейный конкурс «Жэлэй гэр булэ –
2013». Данное мероприятие показало, что многие родители заинтересованы в
проведении таких мероприятий, с большим интересом отнеслись ко всем номинациям
конкурса.
5. Для активного взаимодействия с
другими социально – значимыми объектами
села и социума проведён Сагаалган. Статистические данные опроса подтверждают,
что мероприятия полезны не только в бытовом плане, но и для укрепления связей
«школа – родитель» и «школа – социум»
6. Для гармоничного развития личности
ребёнка, формирования физически здорового члена социума, активизации
познавательного интереса учащегося к освоению культуры родного края
запланированы проекты.
Бесспорно, инновационная
деятельность коллектива учителей стала хорошим стимулом для профессионального
творчества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий