Тыкшеева Сыжидма Цыденжаповна, заместитель директора по УВР МБОУ Хатар-Хадайская СОШ Баяндаевского района Иркутской области
МБОУ Хатар-Хадайская СОШ обучает детей бурятской и
русской национальностей, живущих в одном селе, в котором развиваются две эти
культуры. В селе много смешанных браков, дети разных национальностей
воспитываются и живут вместе. Представители бурятской национальности в школе составляют 86
%. В силу сложившихся исторических
условий дети говорят в основном на русском языке, плохо владеют монологической и диалогической
речью на бурятском языке, хотя свободно читают на бурятском, пишут диктанты,
изложения и сочинения. Говоры Усть-Ордынского округа значительно
отличаются от литературного языка, кроме того, на речь западных бурят большое
влияние оказывает русское окружение. Речь детей часто представляет собой
русско-бурятский жаргон, иногда невозможно назвать ни бурятской, ни русской.
Сегодня лишь школа в состоянии сохранить родной язык нашего региона и в устной
и в письменной форме. Гражданское становление личности, развитие
социокультурной компетентности невозможно без становления ее национального
самосознания и осознания национальной идентичности. Хатар-Хадайская СОШ
реализует тему исследования: «Становление гражданского самосознания личности
обучающегося через введение в образовательный процесс культуры бурятского
народа».
Нормативно-правовой и
документальной основой построения урочной и внеурочной деятельности обучающихся
являются: Закон об образовании, федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, проект ФГОС ООО, СОО; Концепция духовно-нравственного
воспитания российских школьников, Типовое положение об образовательных учреждениях,
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года №196 (с
изменениями от 23.12.2002г., 01.02,
30.12.2005г., 20.07. и 18.08.2008г. (ст.1,п.В); Федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденные приказом Минобрнауки от 09.03.2004 г. №1312; Региональный базисный
учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих
программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (Распоряжение Минобрнауки
Иркутской области от 20.04.2010 года №164-мр); Письмо Минобрнауки Иркутской
области №55-37-3732/12 от 04.05.2012 года «О введении комплексного курса ОРКСЭ
в 2012-2013 учебном году»; Типовое
положение о дошкольном образовательном учреждении, приказ №666 от 12.09.2008
года; Устав муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения Хатар-Хадайская средняя
общеобразовательная школа имени Е.Х.Ехануровой (протокол №2 от 20.11.2011 года); Лицензия регистрационный
номер 4358 от 29.03.2012 года Служба по контролю и надзору в сфере образования
Иркутской области; Свидетельство о государственной аккредитации АА 169432
регистрационный №515 от 27.04.2009 года;
Программа развития школы на 2010-2015 годы, протокол №1 от 30.08.2010
года; Программа областной педагогической
площадки по теме «Становление национального самосознания обучающихся сельской
школы путем внедрения в образовательный процесс культуры бурятского народа»
приказ №90 от 08.09.2011г.
В связи с этим
все стратегические цели и тактические
задачи, направления учебной и внеурочной деятельности нашей школы подчинены
реализации этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся и наполнены
формами и содержанием этнокультурной направленности.
Для
современной школы характерна ситуация непрерывного и продуктивного развития с
опорой на инновационные педагогические идеи.
Концепция
Образовательной программы МБОУ Хатар-Хадайская СОШ отражает идеи возрождения
национального самосознания, историко-культурного наследия бурятского народа,
достояния мировой культуры, нравственного здоровья граждан. Деятельность ОУ
направлена на преодоление этнической обособленности и воспитание культуры межнационального
общения. Реализуя внедрение этнокультурного компонента в процесс обучения и
воспитания, школа решает следующие задачи:
1) интеграция
во все учебные предметы дисциплины этнокультурного и поликультурного
содержания;
2) овладение
знаниями бурятского языка, литературы, истории;
3) формирование
коммуникативной культуры обучающихся
посредством освоения устного народного творчества, обычаев и традиций
бурятского народа;
4) формирование
национального самосознания и толерантности к традиционным национальным
культурам России.
5) сочетание
в едином образовательном процессе обучения, воспитания, творческого развития
личности.
Работа проводится как в учебное,
так и во внеурочное время в процессе проведения внеклассных мероприятий.
В содержание образовательного
процесса включены предметы этнокультурного и краеведческого цикла:
1. Бурятский язык
2. Бурятская литература
3. География Иркутской области
4. География Усть-Ордынского
Бурятского округа
5. История округа
6. История культуры Бурятии
7. Литература Восточной Сибири
8. Русские и бурятские
природоохранные традиции.
9. Выдающиеся деятели бурятского
народа
10. Этнопедагогика
11. Бурятская культура
12. Декабристы в Иркутске.
13. Наши духовные ценности.
14. История родного края.
1.Разработки уроков
http://mbouhadayshkol.ucoz.ru/index/vvedenie_ehtnokulturnogo_obrazovanija_v_predmet_prepodavanija/0-52
http://mbouhadayshkol.ucoz.ru/index/burjatskij_jazyk_i_literatura/0-48
Этнокультурный компонент вводится
во все предметы преподавания на 1 и 2 ступенях образования, на 3 ступени – в
рамках курсов по изучению
историко-культурного наследия области, города, поселка.
Основные темы этнокультурного
компонента в предметах преподавания:
1. Орнаментальное
искусство в геометрии
2. Прикладное
искусство бурят на уроках изобразительного искусства, технического труда
3. Бурятские
сказки в литературе, математике, физике, истории, природоведении и т.д.
4. Спортивные
состязания в традициях и обычаях бурят на уроках физической культуры
5. Национальная
пища бурят на уроках биологии, математики, английского языка
6. Жилище
бурят (юрта) с точки зрения литературы, математики, физики, химии, биологии,
английского языка
7. Национальная
одежда бурят на уроках обслуживающего труда, английского языка
2. Авторские и адаптированные программы http://mbouhadayshkol.ucoz.ru/index/programmy_s_ehtnokulturnym_soderzhaniem/0-47
Авторские и адаптированные программы
были разработаны учителями школы и
соответствуют программе введения этнокультурного компонента в
учебно-воспитательный процесс.
В программах отражаются
растительный и животный мир родного края, география округа и Курумчинской
долины, изобразительное искусство в традициях бурят, орнаментальное искусство
бурят, устное народное творчество бурятского народа. Разработана программа
организации работы в лагере дневного пребывания «Бригантина».
3. Внеклассные мероприятия http://mbouhadayshkol.ucoz.ru/index/vneklassnye_meroprijatija/0-54
Приобщение к национальным культурным
ценностям, традициям, этическим нормам (наряду с общечеловеческими)
способствует пробуждению национального самосознания, осознанию себя как части
этноса и воспитанию уважения к представителям других народов.
Во внеурочной деятельности
обучающимся предлагаются кружки «Родное слово», «Песни родного края», « Устное
народное творчество», «Бурятские танцы», спортивные секции «Стрельба из лука»,
«Национальная борьба» (весной, осенью,
летом на траве).
Внеклассные воспитательные
мероприятия проводятся с введением этнокультурного компонента, который отражает
быт, традиции, устное народное творчество, песни, пищу, природу, экономику
жителей родного края.
4. Исследовательская деятельность педагогов и обучающихся http://mbouhadayshkol.ucoz.ru/index/vneklassnye_meroprijatija_s_ehtnokulturnym_soderzhaniem/0-51
Исследовательская работа педагогов
направлена на поиски путей внедрения этнокультурного компонента в предметы
преподавания, внеурочные мероприятия, сбор различной информации по краеведению.
Основной
целью исследовательской деятельности обучающихся является создание условий для
развития творческой личности, ее самоопределение, самореализация и производство
новых знаний.
Таким образом, этнокультурное
образование, понимаемое в широком смысле, воспроизводит требуемую форму
образовательной, творчески развивающей деятельности, связанной с устным
народным творчеством, музыкальным, танцевальным фольклором, играми, ремеслами,
промыслом, и одновременно необходимый для данного вида деятельности тип
социальной общности. Резко возросшее этническое самосознание, а также многообразие
национальных культур дают основание говорить об актуальности использования в
современной воспитательной и образовательной практике этнокультурных
образовательных технологий, которые являются важными механизмами реализации
этнокультурного образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий