пятница, 22 марта 2013 г.

Тыкшеева С.Ц. Этнокультурный компонент в обучении и воспитании


Тыкшеева Сыжидма Цыденжаповна, заместитель директора по УВР МБОУ Хатар-Хадайская СОШ Баяндаевского района Иркутской области

        МБОУ  Хатар-Хадайская СОШ обучает детей бурятской и русской национальностей, живущих в одном селе, в котором развиваются две эти культуры. В селе много смешанных браков, дети разных национальностей воспитываются и живут вместе.  Представители  бурятской национальности в школе составляют 86 %.  В силу сложившихся исторических условий дети говорят в основном на русском языке,  плохо владеют монологической и диалогической речью на бурятском языке, хотя свободно читают на бурятском, пишут диктанты, изложения и сочинения. Говоры Усть-Ордынского округа значительно отличаются от литературного языка, кроме того, на речь западных бурят большое влияние оказывает русское окружение. Речь детей часто представляет собой русско-бурятский жаргон, иногда невозможно назвать ни бурятской, ни русской. Сегодня лишь школа в состоянии сохранить родной язык нашего региона и в устной и в письменной форме. Гражданское становление личности, развитие социокультурной компетентности невозможно без становления ее национального самосознания и осознания национальной идентичности. Хатар-Хадайская СОШ реализует тему исследования: «Становление гражданского самосознания личности обучающегося через введение в образовательный процесс культуры бурятского народа».
       


    Нормативно-правовой  и документальной основой построения урочной и внеурочной деятельности обучающихся являются: Закон об образовании, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, проект ФГОС  ООО, СОО; Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Типовое положение об образовательных учреждениях, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года №196 (с изменениями от 23.12.2002г., 01.02,  30.12.2005г., 20.07. и 18.08.2008г. (ст.1,п.В);  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки от 09.03.2004 г. №1312; Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (Распоряжение Минобрнауки Иркутской области от 20.04.2010 года №164-мр); Письмо Минобрнауки Иркутской области №55-37-3732/12 от 04.05.2012 года «О введении комплексного курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году»;  Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, приказ №666 от 12.09.2008 года;  Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Хатар-Хадайская средняя общеобразовательная  школа  имени Е.Х.Ехануровой (протокол №2 от 20.11.2011 года); Лицензия регистрационный номер 4358 от 29.03.2012 года Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области; Свидетельство о государственной аккредитации АА 169432 регистрационный №515 от 27.04.2009 года;  Программа развития школы на 2010-2015 годы, протокол №1 от 30.08.2010 года;  Программа областной педагогической площадки по теме «Становление национального самосознания обучающихся сельской школы путем внедрения в образовательный процесс культуры бурятского народа» приказ №90 от 08.09.2011г. 
        В связи с этим все стратегические цели и  тактические задачи, направления учебной и внеурочной деятельности нашей школы подчинены реализации этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся и наполнены формами и содержанием этнокультурной направленности.
       Для современной школы характерна ситуация непрерывного и продуктивного развития с опорой на инновационные педагогические идеи.
       Концепция Образовательной программы МБОУ Хатар-Хадайская СОШ отражает идеи возрождения национального самосознания, историко-культурного наследия бурятского народа, достояния мировой культуры, нравственного здоровья граждан. Деятельность ОУ направлена на преодоление этнической обособленности  и воспитание культуры межнационального общения. Реализуя внедрение этнокультурного компонента в процесс обучения и воспитания, школа решает следующие задачи:
1)      интеграция во все учебные предметы дисциплины этнокультурного и поликультурного содержания;
2)      овладение знаниями бурятского языка, литературы, истории;
3)      формирование коммуникативной  культуры обучающихся посредством освоения устного народного творчества, обычаев и традиций бурятского народа;
4)      формирование национального самосознания и толерантности к традиционным национальным культурам России.
5)      сочетание в едином образовательном процессе обучения, воспитания, творческого развития личности.
Работа проводится как в учебное, так и во внеурочное время в процессе проведения внеклассных мероприятий.
В содержание образовательного процесса включены предметы этнокультурного и краеведческого цикла:
1. Бурятский язык
          2.  Бурятская литература
3. География Иркутской области
4. География Усть-Ордынского Бурятского округа
5. История округа
6. История культуры Бурятии
7. Литература Восточной Сибири
8. Русские и бурятские природоохранные традиции.
9. Выдающиеся деятели бурятского народа
10. Этнопедагогика
11. Бурятская культура
12. Декабристы в Иркутске.
13. Наши духовные ценности.
14. История родного края.

1.Разработки уроков
Этнокультурный компонент вводится во все предметы преподавания на 1 и 2 ступенях образования, на 3 ступени – в рамках курсов по  изучению историко-культурного наследия области, города, поселка.
Основные темы этнокультурного компонента в предметах преподавания:
1.      Орнаментальное искусство в геометрии
2.      Прикладное искусство бурят на уроках изобразительного искусства, технического труда
3.      Бурятские сказки в литературе, математике, физике, истории, природоведении и т.д.
4.      Спортивные состязания в традициях и обычаях бурят на уроках физической культуры
5.      Национальная пища бурят на уроках биологии, математики, английского языка
6.      Жилище бурят (юрта) с точки зрения литературы, математики, физики, химии, биологии, английского языка
7.      Национальная одежда бурят на уроках обслуживающего труда, английского языка

2. Авторские и адаптированные программы http://mbouhadayshkol.ucoz.ru/index/programmy_s_ehtnokulturnym_soderzhaniem/0-47
       Авторские и адаптированные программы были разработаны учителями школы  и соответствуют программе введения этнокультурного компонента в учебно-воспитательный процесс.
В программах отражаются растительный и животный мир родного края, география округа и Курумчинской долины, изобразительное искусство в традициях бурят, орнаментальное искусство бурят, устное народное творчество бурятского народа. Разработана программа организации работы в лагере дневного пребывания «Бригантина».

3. Внеклассные мероприятия http://mbouhadayshkol.ucoz.ru/index/vneklassnye_meroprijatija/0-54
        Приобщение к национальным культурным ценностям, традициям, этическим нормам (наряду с общечеловеческими) способствует пробуждению национального самосознания, осознанию себя как части этноса и воспитанию уважения к представителям других народов.
Во внеурочной деятельности обучающимся предлагаются кружки «Родное слово», «Песни родного края», « Устное народное творчество», «Бурятские танцы», спортивные секции «Стрельба из лука», «Национальная борьба»  (весной, осенью, летом на траве).
Внеклассные воспитательные мероприятия проводятся с введением этнокультурного компонента, который отражает быт, традиции, устное народное творчество, песни, пищу, природу, экономику жителей родного края.

4. Исследовательская деятельность педагогов и обучающихся http://mbouhadayshkol.ucoz.ru/index/vneklassnye_meroprijatija_s_ehtnokulturnym_soderzhaniem/0-51  

        Исследовательская работа педагогов направлена на поиски путей внедрения этнокультурного компонента в предметы преподавания, внеурочные мероприятия, сбор различной информации по краеведению.
            Основной целью исследовательской деятельности обучающихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределение, самореализация и производство новых знаний.
      Таким образом, этнокультурное образование, понимаемое в широком смысле, воспроизводит требуемую форму образовательной, творчески развивающей деятельности, связанной с устным народным творчеством, музыкальным, танцевальным фольклором, играми, ремеслами, промыслом, и одновременно необходимый для данного вида деятельности тип социальной общности. Резко возросшее этническое самосознание, а также многообразие национальных культур дают основание говорить об актуальности использования в современной воспитательной и образовательной практике этнокультурных образовательных технологий, которые являются важными механизмами реализации этнокультурного образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий